Просмотров: 4 007

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ФАРМАКОТЕРАПИИ РЕВМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

khkv Ханов А.Г., врач-ревматолог, к.м.н., Кивва В.Н., заведующий кафедрой управления и экономики фармации, фармацевтической технологии Рост ГМУ, д.м.н., профессор. Ключевые слова: ревматологические заболевания, фармакотерапия ревматологических заболеваний, повышение квалификации врачей, фармакологический рынок, содержание работы фармпредставителя,  концепция информационной поддержки  врача. Социальная значимость ревматических заболеваний   увеличивается с каждым годом. Это проявляется в росте числа зарегистрированных  больных,  увеличении  расходов на их диагностику и лечение,  и неуклонным ростом  стойкой утраты трудоспособности среди этой категории пациентов. Безусловен тот факт, что подавляющее большинство врачей практически всех специальностей сталкиваются в своей практике с ревматологическими больными.  При этом, диагнозы ревматических заболеваний устанавливаются врачами, как правило,  в рамках их компетенции и базы знаний, полученных еще в медицинском университете, в разделе внутренние болезни.  Этих знаний зачастую не достаточно, ни для точной верификации диагноза, ни  для адекватного выбора лекарственной терапии. Этот пробел нередко заполняется малоинформативными, фрагментарными  или тенденциозными источниками,  что затрудняет врачу принятие решения о диагнозе и тактике ведения пациента. Необходимо признать реально сложившую необходимость в получении информации практическими врачами по вопросам диагностики и ведения пациентов с ревматическими заболеваниями. При этом она должна отвечать ряду требований. Быть достоверной, понятной,  не допускающей  широкой  и/или противоречивой трактовки, ориентированной на практикующего врача,   по возможности,  быть наглядной, краткой, но самое главное – доступной.  Ознакомившись с ней, врач должен четко представлять себе алгоритм собственных действий, иметь понимание о достаточности или недостаточности имеющихся в его распоряжении данных для постановки и подтверждения диагноза. В случае необходимости проведения дополнительных диагностических тестов, врач должен располагать информацией, где их можно провести, как их интерпретировать.  Очень важна и адекватная оценка полноты терапевтической помощи, которую можно оказать пациенту  в конкретно сложившихся условиях.  А  для этого  врачу нужно быть хорошо информированным о всех современных методах терапии заболевания, их доступности и возможных результатах. Где может получить сегодня такую информацию специалист, чтобы помощь, оказанная им больному, была действительно качественной и полноценной? Увы, возможности крайне ограничены.  Качественные книжные издания и периодика – слабо доступны как в силу скудности  тиражей, так и по причине своей дороговизны. Сеть интернет доступна, но наполнена материалами весьма сомнительного свойства, рассчитанными на обывателя и к тому же анонимными, но многократно растиражированными на различных сайтах.  Поэтому поиск специализированной информации в сети нередко завершается полным фиаско при огромных тратах времени. Выход из ситуации представляется в использовании возможностей, предоставляемых глобальной сетью. Но для этого необходимо проведение колоссальной работы по созданию профессионального контента. Кто мог бы ее выполнить? Прежде всего, на наш взгляд, потенциально  заинтересованной стороной является государство. Однако на сегодняшний день отсутствует какая-либо концепция движения в данном направлении. Да и сама проблема на государственном уровне пока не озвучена. В качестве движущей силы решения вопроса могли бы выступить медицинские ВУЗы. Создание дистанционных курсов обучения, дистанционного консультирования, электронных баз литературы – все это замыкается обычно  рамками самого ВУЗа и служит дополнительным источником его заработка. Это, как правило, закрытые для широкого пользователя ресурсы.  Да и сами ВУЗы сталкиваются с проблемами, связанными с  отсутствием нормативной базы по тому же дистанционному образованию. Наконец, само врачебное сообщество способно содействовать решению проблемы – через создание специализированных сайтов, посвященным конкретным проблемам медицины. Возникающие сложности с технической стороной дела, финансированием хостинга, рецензированием размещаемых материалов и т.д. можно преодолеть при наличии инициативных и компетентных специалистов. Тенденцию к образованию подобных сайтов мы сейчас уже  наблюдаем, хотя их пока крайне мало. Несомненно, этот  процесс  можно значительно ускорить, поднять  качество и количество размещаемых материалов, в случае  даже минимальной  поддержки государства и медицинских ВУЗов. В этой же плоскости лежит и вопрос информационной поддержки подбора медикаментозной терапии. Если вернуться к рассматриваемой нами области ревматических заболеваний, то сложно отрицать тот факт, что в связи с полиорганностью поражения,  эти пациенты нуждаются в индивидуальном подходе и  использовании самых современных препаратов с хорошим фармакологическим профилем и минимальными побочными эффектами. И здесь встает вопрос получения оперативной и достоверной  информации  о реальных фармакокинетических, фармакодинамических и фармакоэкономических  свойствах  лекарственных препаратов у данной категории больных.  Важно то, что это касается,  не только фармацевтических новинок, но и  традиционных, давно применяемых в  клинической практике препаратов. Один из основных источников получения такой информации – деятельность фармацевтических компаний. Даже отбросив заведомую ангажированность последних в подаче сведений о лекарственных средствах,  нельзя не отметить ряд возникающих проблем. С одной стороны  – это нередко возникающий  переизбыток  сведений  (зачастую одних и тех же, многократно тиражируемых конкурирующими компаниями) о хорошо известных вещах. Это отбивает у врача (особенно врача квалифицированного)  желание получать информацию от представителей фармкомпаний и таким образом теряется достаточно оперативный (и подчас, несомненно, нужный)  канал ее получения.  С другой –  информационный голод  в вопросах узких, специальных. Как раз там, где она востребована.  Компании действуют в четко очерченных рамках маркетинговых стратегий и позиционирования препаратов,  всячески избегая сложных, неоднозначных вопросов, применения лекарств  «оf  label» и т.д. У молодых специалистов возникает иная ситуация.   Не имея надежного  ориентира, они вынуждены либо слепо доверять  тому, что доносят до них фармпредставители,  либо  полагаться на свой ограниченный опыт применения лекарственных препаратов и делать выводы методом проб и ошибок.    В условиях присутствия на рынке огромного количества дженерических препаратов, разительно отличающихся друг от друга не только ценой,  но и качеством (при этом связь между ценой и качеством прослеживается отнюдь не всегда), подобный подход к выбору лекарственных средств вряд ли можно признать удачным. Врачи, работающие в отдаленных от областных центров населенных пунктах, вообще имеют скудные  возможности в получении профессиональной информации.  Медицинские издания сейчас издаются ограниченными тиражами, распространяются лишь по крупным книжным сетям  и имеют запредельную стоимость. Фармпредставители посещают  ЛПУ на периферии редко, как в силу удаленности, так и в связи с низким маркетинговым потенциалом территорий. Таким образом, огромной доле практических врачей оперативная и достоверная информация об особенностях диагностики, ведения и терапии ревматических заболеваний труднодоступна. В конечном итоге пробелы в информационном поле неизбежно сказываются на качестве, стоимости медицинской помощи и ее результатах. Выход из этого тупика представляется в улучшении информационного обеспечения специалистов, так или иначе занимающихся ведением  ревматологических пациентов. Осуществить это возможно с помощью внедрения новой концепции информационной поддержки врача. Она включает: – использование интернет ресурсов  для предоставления достоверной информации по той или  иной медицинской проблеме на специализированных сайтах; – возможность обсуждения на форумах сложных вопросов, обмена опытом, разборов клинических случаев и т.д.; – привлечение высококвалифицированных специалистов и научных работников к созданию интернет-контента, в том числе,   в виде «готовых решений»,  по различным, наиболее часто встречающимся клиническим ситуациям; – предоставление врачам возможности получения  информации на бумажных носителях в виде монографий, рекомендаций и руководств, небольшого, справочного характера по доступной цене (в рамках сегодняшних реалий это 300 -500 руб), изданных тиражом не менее 5000 экз. -работа со студентами медицинских и фармацевтических вузов по ознакомлению с основными  направлениями  разработок  лидирующих  отечественных и иностранных фармакологических компаниях и сложившимся российском  и мировом фармрынке. – в рамках стандартов и протоколов лечения для индивидуализации терапии пациента и совершенствования профессионального мастерства врача, с учетом личного накопления фармакологического  опыта, создания у врачей первичного звена, ведущих прием большого количества пациентов, визуального ряда логотипа компании, оригинальной упаковки препарата и фармакологической группы лекарства. Реализация этих мероприятий позволит, на наш взгляд, значимо  повысить профессиональную компетентность врачей, что, безусловно, должно улучшить и результаты лечения пациентов. Кроме того, это дополнительная возможность социализации и мотивации  медицинских  работников.