Просмотров: 2 465

Здравоохранение в Советском Союзе и на постсоветском пространстве: от утопии к краху и трудному восстановлению

Профессор Мишель Казачкин Health in the Soviet Union and in the post-Soviet space: from utopia to collapse and arduous recovery Опубликовано: 30 сентября 2017 Essay Volume 390, No. 10102, p1611–1612 «По крайней мере в те дни, у меня не было счетов за квартплату и отопление, которые нужно оплачивать, я имела свободный доступ к врачам, и государство гарантировало, что мои дети получают образование и будут добром здравии», говорит Евгения, babouchka(бабушка) с которой я говорил недавно в Москве. 555 Здоровье является одной из областей, где ностальгия по СССР все еще широко распространена среди русских и людей, живущих в странах постсоветского пространства. Большинство российских взрослых, живущих сегодня, стали свидетелями резкого ухудшения медико-санитарной помощи в течение 10 лет после распада Советского Союза. Эти люди видели, что сеть социальной защиты, предоставляемые советской системы резко распалась, неравенство резко выросло, и престарелых, больных и инвалидов выбросило на обочину, когда   страна болезненно и хаотично переходила от плановой экономики к капитализму. Еще одна причина для затяжной ностальгия является устоявшееся восприятие, что заботу о здоровье должно осуществлять центральное правительство при малой или вообще без ответственности со стороны личности. Конституция СССР 1936 года заявил, что граждане СССР имеют право на охрану здоровья, которая обеспечивается бесплатно, квалифицированное медицинского обслуживания в государственных учреждениях. В годы после революции 1917 года Россия создала централизованная и комплексной государственной системы здравоохранения, основанные на концепциях, представленный Николая Семашко, наркома здравоохранения с  1918 до 1930.1 Системы медико-санитарного обслуживания опиралась на обширную сеть клиник первичной медицинской помощи и специализированных больниц, укомплектованных большим  числом  врачей и медицинских работников, и повсеместным  охватом , доступной для всех, даже в самых отдаленных частях страны. Улучшения в сфере здравоохранения в первой половине XX века были весьма знаковыми, с ожидаемой продолжительности жизни в СССР в 1960-х аналогична в США.2 Однако система быстро ухудшилось в 1970-х. Сокращение финансирования со стороны центрального правительства и увеличение бюрократических и экономической неэффективности привело к недостаточной доступности медицинских препаратов и технологий, некачественным обслуживанием, ухудшение качества здравоохранения и сокращении продолжительность жизни. Переход системы здравоохранения от советской модели, ориентированной на пациенте как объекте и децентрализация стандартов медицинской помощи является далеко не полной. По регионам, национальные ассигнованиями основаны на количество врачей и койки (а не на результаты). Например, медицинской помощи больным туберкулезом во многих странах на постсоветском пространстве по-прежнему осуществляется через больницы централизованной  системы , где пациенты принимаются в больницу для стандартного лечения  туберкулеза; это не только дорогостоящей и неэффективной система , но  и  способствующей  быстрому  росту заболеваемости туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью в регионе.3 Бюджеты здравоохранения едва покрывают оклады сотрудников медико-санитарной помощи. Лекарства часто оплачиваются из кармана, и взятки часто дают доступ к более высокому качеству обслуживания. Рынок частного медицинского страхования расширяется среди городских служащих среднего класса, как это население все больше обращается в частные медицинские сети. 555 Еще одной ключевой особенностью системы здравоохранения в постсоветском контексте был доминирование лечения и лечебных подходах, с мало внимания профилактике и общественному здравоохранению. Быстрое распространение эпидемии ВИЧ в регионе объясняется в части этой вертикальной, ориентированного на поставщика, системы ориентированной на лечение с практически отсутствием сотрудничества с неправительственным сектором и явно недостаточном внимании к профилактике. Тем не менее есть также основания полагать, что изменение возможно, даже в условиях огромных проблем здоровья в регионе. Но перемены идут долгим и трудным путём. Многие источники сопротивления включают самих медико санитарных работников, коррумпированных посредников, которые извлекают прибыль из системы и политической элиты, которые неохотно хотят изменить структуры, из которой они извлекают доход, прямо или косвенно. Это хорошо иллюстрируется горечь, которая преобладает в отношении текущей усилия украинского правительства добиться радикальных реформ общественного здравоохранения в стране.4 Некоторые просвещенные политики и специалисты в области здравоохранения признают, что нынешняя система является неэффективной и неустойчивой, и что показатели здоровья в регионе отстают от остальной части мира. Обычные люди начинают признавать, что Советская модель больше не понимает или служит их потребностей в области здравоохранения. Литература
  1. Tefilova, OA. Nikolai Semashko—social activist and health care organizer. ((accessed Aug 30, 2017).)
  2. The World Bank. Life expectancy at birth, total (years). ((accessed Aug 30, 2017).)
  3. ECDC and WHO Europe. Tuberculosis surveillance and monitoring in Europe. ((accessed Aug 30, 2017).)
  4. Mendel, I. In Ukraine, health care is free (except when it’s not). ((accessed Aug 30, 2017).)