Просмотров: 4 135

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ для ПРАКТИКИ ВРАЧА РЕВМАТОЛОГА

Клинический психолог Юницкая Ирина Анатольевна. Душа и тело человека составляют неразрывное единство. И  поэтому психологическое неблагополучие нередко становится причиной телесных недугов, а телесные нарушения оказывают влияние на психику. В современной чрезвычайно  интенсивной жизни  у человека появилось множество психосоматических расстройств, которые можно устранить, лишь понимая телесный «язык» его психики. Слово «психосоматический» впервые употребил англ. поэт С. Кольридж   в  своем эссе об эмоциях. В 1811г. Он уточнил это понятие: «То, что я выражаю в своем настроении или, скорее,  вытесняю в бессознательное,  это определенное действие, вся  сила которого направлена на мое тело». В 1818г. нем. психиатр И.Хайнрот ввел термин «психосоматика» в научный оборот,  имея в виду психическое происхождение телесных болезней. В своем « Руководстве по психическим  расстройствам» он писал: «Если бы органы могли рассказать историю  своих страданий, то мы с удивлением узнали бы, с  какой силой душа может разрушать  принадлежащее ей тело». Психосоматическим расстройством называют клинически определенную группу симптомов или поведенческих признаков,  которые в большинстве случаев причиняют страдания и препятствуют личностному функционированию. Выраженность психического расстройства определяется степенью отклонения от взятого за  основу понятия психического здоровья,  критериями которого являются:
  1. Осознание и чувство непрерывности,  постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  2. Чувство  постоянства и идентичности переживаний  в однотипных ситуациях.
  3. Критичность к себе и к своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  4. Соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий,  социальным  обстоятельствам и ситуациям.
  5. Способность самоуправления поведением в соответствии с  социальными нормами,  правилами и законами.
  6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать планы.
  7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
  Конечно, разделять в человеке тело и душу можно лишь условно. Соответственно и болезни делят на телесные и душевные искусственно. Выделяют психосоматические болезни в узком смысле слова (органические),  они составляют «святую семерку»: эссенциальная гипертония, тиреотоксикоз,  нейродермит,  ревматоидный артрит,  бронхиальная астма,  неспецифический язвенный колит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. На ранней стадии развития этих болезней и при их ситуационном обострении главную роль играет психический фактор и поэтому наряду с  лечением  важную роль играет психотерапия. Соматогенные психические расстройства могут развиваться при любом соматическом заболевании, которое накладывает определенный отпечаток на клиническую картину. О  большой выраженности психического фактора говорит совокупность следующих признаков. 1. Заболевание начинается после психологической травмы. 2. Симптомы реагируют на жизненную ситуацию,  усиливаются в трудных обстоятельствах и ослабевают в благополучных,  внезапно появляются и внезапно исчезают. 3.Симптомы быстро сменяют друг друга,  меняется место проявления страдания                  ( например блуждающие боли). 4. При функциональном обследовании (ЭКГ, ЭЭГ,  КТ,  анализы) не выявляется  достоверных отклонений от нормы. 5. Медикаментозное лечение (в том числе у разных специалистов) не дает эффекта. Ф.Александер описал  вегетоневроз , симптомы которого являются физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. При отсутствии направленного  вовне действия,  сбрасывающего напряжение,  функциональные расстройства переходят в необратимые изменения органов. Причиной блокады действий являются ситуации,  в которых актуализируются специфические конфликты раннего детства. Каждой эмоциональной ситуации соответствует определенный соматический синдром. Неотреагированная агрессия  приводит к длительному возбуждению  симпатоадреналовой системы  с последующим развитием гипертонии,  мигрени,  артритов,  гипертиреоза,  диабета. Неудовлетворенное ожидание помощи, признания,  сексуального удовлетворения  перенапрягает парасимпатическую систему,  в результате формируется пептическая язва, язвенный колит,  бронхиальная астма. Для каждой болезни он описал соответствующий внутрипсихический конфликт и представлял развитие психосоматических расстройств  следующим образом: 1. Специфический конфликт предрасполагает человека к определенному заболеванию только тогда,  когда к этому имеются генетическая,  биохимическая или физиологическая предрасположенность. 2. Определенные жизненные ситуации,  в отношении которых человек сенсибилизирован в силу своих ключевых конфликтов,  оживляют и усиливают эти конфликты. 3. Сильные эмоции сопровождают этот активированный конфликт и на основе гормональных нервно-мышечных механизмов действуют таким образом,  что возникают изменения в телесных функциях и структурах организма. Основные психологические источники психосоматических заболеваний: 1.внутренний конфликт сознательной бессознательной частей личности 2.мотивация по типу условной выгоды симптома для пациента 3.эффект внушения (др. лицом) 4.элементы «органической речи», которая физически воплощается буквально ( «у меня сердце за него болит»,   « я задыхаюсь в этой атмосфере») 5.идентификация,  стремление быть похожим на кого-то (имитация др. личности) 6.самонаказание,  когда человек,   на его взгляд,  совершил какой-то неблаговидный поступок,  бессознательно наказывает себя 7.травматический опыт прошлого – как правило,    раннего периода детства 8.алекситимия (не способность осознавать и описывать эмоции) Так, что же приводит человека к затянувшимся конфликтам – внутренним или внешним, а часто  и тем и другим? Что выступает в качестве силы,  мотивирующей  человека на какие-либо изменения, развитие?  Человек наделен свободой воли, он выбирает свое поведение, и хорошо, когда осознано и ответственно. Что же лежит  в основе его выбора? Этим  «мотором»,  который  движет  жизнью,  являются ПОТРЕБНОСТИ. Их бесчисленное количество;  все они в принципе могут осознаваться. Потребности  направлены  на поддержание гомеостаза в окружающей среде (самосохранение) и рост.  На  их основе строится выбор поведения, направленного не на борьбу сними, но на их удовлетворение. Итак, человеческое поведение зависит от собственного осознанного выбора. Существуют потребности,  направленные на выживание человека,  как организма – витальные потребности. Их иногда называют побуждениями;  к их числу относят голод, жажду,  секс,  потребность в упражнении (мышечном напряжении),  в комфорте (отдыхе, сне). Они возникают периодически и являются реакцией на соответствующие биохимические сдвиги в организме. Как правило,  с их реализацией  справляется физиология. Вокруг них редко организуются психологические конфликты. К витальным потребностям примыкает группа потребностей «безопасности»: защита от боли, страха, гнева, неустроенности. Следующая группа потребностей направлена на выживание человека среди людей; это потребности в социальных связях. В нее же входят потребности в принадлежности (социальном присоединении и идентификации),  в любви,  надежности. Родственной является группа потребностей в «самоуважении»: потребности в движении, признании,  одобрении. Зачастую именно потребности двух последних групп (по классификации А.Маслоу,1968г.) мотивируют поведение и являются его субъективным критерием – в виде стремления к чему-то, жажды, желания,  ощущения нехватки. Маслоу определяет их как потребности дефицита,  проводя прямую параллель между степенью их удовлетворения и здоровьем. При наличии свободы выбора человек предпочитает преодоление этого дефицита удовлетворению всех других потребностей. При неудовлетворенности потребностей из группы социальных,  присутствует не всегда осознаваемое влечение к их реализации.  Оно может переживаться как чувство обделенности,   напряжение, ощущение пустоты, боль утраты или возбуждение предвкушения. При отсутствии осознавания  подобные чувства часто оформляются как болезнь (невроз,  или психосоматическое расстройство). Дефицит создает в организме «пустоты»,  которые должны быть заполнены ради сохранения здоровья,  причем не самим субъектом, а другим человеческим существом,  извне. Это делает человека не самодостаточным,  если он ищет опору в долженствованиях,  которые приписывает другим,  пассивно ожидает реализации своих потребностей от окружения или манипулирует ими,  становясь больным.  Когда, реально,  человек способен  осознавать,  от кого  он может получить то или иное (опираясь на свои знания и опыт),  он может активно добиваться любви, уважения, и признания,  используя свои силы и возможности, рискнуть и предпринять более активные шаги в этом направлении. Именно потребности данной группы во многом организуют вокруг себя человеческую жизнь. Неудовлетворение их переживается как более или менее тягостное напряжение,  порождает тревогу и недовольство. Неудачные попытки реализации приводят к длительной фрустрации. Итак,  потребности «дефицита»,  мотивирующие к целенаправленному поведению,  относятся в большей мере к числу потребностей самосохранения.  Это периодические потребности,  обслуживающие социальный гомеостаз,  являющийся их мерилом и целью. В силу этого именно данная группа потребностей обеспечивает нас ассортиментом зависимостей и букетом враждебных чувств к окружающим. Третья группа потребностей направлена на самоактуализацию,  самореализацию творчество как таковое. Имеется в виду реализация своих потенциальных возможностей,  способностей,  талантов,  более полное познание. Такие потребности иногда называют высшими или духовными.  К их числу относят потребности в красоте,  гармонии,  целостности, исследовании,  компетентности и т.д. При творческих потребностях,  в отличии от группы потребностей дефицита,  появление импульса встречается с радостью, доставляет удовольствие,  и человек ждет его появления. Удовлетворение ведет не к снижению потребности, а к развитию аппетита и повышению мотивации.  Деятельность по их реализации нецеленаправленна,  и удовлетворение достигается от процесса,  а не от результата. К какой бы группе потребности ни относились,  человек не может удовлетворить несколько потребностей сразу.  В норме человек способен выбирать,  какой из своих потребностей в каждый данный момент отдать предпочтение – это способность к различению и выбору. Если человек не способен различить свою доминирующую потребность, его поведение будет дезорганизованным и неэффективным. Если потребности противоречивы, это говорит о конфликте внутри личности.  Если конфликт постоянен и кажется не разрешимым,  он рассматривается как невротический. Если процесс удовлетворения одних своих потребностей прерывается ради других,  и если это происходит систематически и не осознанно, то ведет к неврозам. Узнать о силе и направлении потребностей можно по тем чувствам,  которыми она сопровождается.  Чувство, или эмоции, – сложный процесс, тесно связанный с человеческой мотивацией,  предпочтениями,  выборами и, следовательно,  организованным поведением. Эмоции – многокомпонентный процесс,  имеющий  нейрофизиологический,  экспрессивно-мышечный феноменологический аспект. В первом случае речь идет о работе коры,  гипоталамуса,  базальных ганглиев лимбической системы,  лицевого и тройничного нервов. Во втором –  о деятельности мимической мускулатуры лица и пантомимики,  висцерально-эндокринных и голосовых реакциях.  В третьем – о переживаниях,  чувствах,  имеющих непосредственную значимость для человека.  Все три «ипостаси»  эмоций,  как  правило,  проявляются одновременно и являются взаимосвязанными, однако встречаются случаи диссоциированного выражения эмоции (переживание гнева или страданий – без соответствующей мимики). Эмоция,  не проявляемая вовне, угасает быстрее,  но оставляет в нервной системе остаточное напряжение. Избыток энергии,  реализуясь через висцерально-эндокринную систему,  вызывает изменения во внутренних органах (боли и психосоматические заболевания). Вызывают эмоции как прямые взаимоотношения с внешней средой – результаты непосредственного восприятия, так и отношения,  опосредованные когнитивными процессами,  такими как память,  воображение,  предвосхищение и пр. Переживание,  экспрессия и узнавание эмоций считается врожденной для человека программой,  обучение лишь несколько модифицирует их проявление. Традиционно выделяют шесть «фундаментальных» эмоций,  которые являются врожденными и идентифицируются даже у животных.  Их часто объединяют в пары-противоположности,  каждая из которых «обслуживает» определенные аспекты поведения.  Каждой «фундаментальной» эмоции соответствует множество более тонких,  отражающих ее нюансы и степень. Характеристики эмоций
Поведенческий паттерн «Позитивный» ряд «Негативный» ряд
приближение – удаление желание  (интерес, возбуждение) отвержение  (отвращение,  омерзение)
атака – защита гнев  (ярость,  раздражение) страх (ужас,  опасение)
приобретение-утрата удовольствие  (радость,  ликование) горе  (страдание,  печаль)
Удивление тоже относится к архаическим чувствам,  связанным с ориентировочным поведением. А вот стыд (застенчивость),  вина (раскаяние),  гордость и т.д. считаются более сложными, социально воспитываемые чувствами.  Объединяясь  в диады (интерес-испуг) и триады (страх-гнев-презрение),  проявляясь последовательно и объединяясь с когнитивными структурами,  они создают многообразие человеческих переживаний.  Переживание,  выражение и осознание эмоций,  а также умение, верно, опознавать эмоциональные сигналы др. людей является принципиально важным. Количество эмоциональных стимулов напрямую связано с «ощущением жизни».  Кроме того,  сознавание характера ситуации  и выбор  поведения строится в значительной степени на основании эмоциональных переживаний и предпочтений. Эмоции и чувства – непроизвольный,  психофизиологический феномен,  человек не имеет выбора – переживать ему те или иные из них,  и за их возникновение  человек не несет ответственности.  Он до некоторой степени выбирает,  переживать ли ему свое чувство во всей полноте или нет,  осознавать свое переживание или от него отстраниться;  безусловно,  выбирает степень и форму предъявления (выражения) своего чувства и несет ответственность за его резонанс в среде. Имеется некоторая связь между «излюбленной» подавленной эмоцией и видом психосоматики.  Помимо подавления эмоций для развития психосоматических расстройств  важное  значение имеет наследственная предрасположенность,  тип личности (реакция личности на болезнь), соответствующий образ жизни (мало движения, много рафинированной пищи, частые  стрессы,  курение), а психическая травма становиться пусковым  фактором в  развитии психосоматики. За последний год,  совместно с врачом ревматологом, было проведено исследование пациентов с заболеванием суставов. В исследовании  принимали  участия  пациенты с впервые установленным диагнозом,  с хроническим течение болезни и пациенты у которых  болезнь суставов осложнялась сопутствующими заболеваниями  сердца, ЖКТ, нервной системы  и др.  В исследовании  приняли  участие  96 человек.  62 женщины и 34 мужчины,  в возрасте  от 23 – 65 лет. Целью исследования было изучение влияния эмоционального состояния, стресса,  внутри- и межличностного конфликта на формирование и  обострение заболевания. Исследование проводилось в амбулаторных условиях методом беседы с элементами интервью. В результате, после первой консультации, на повторное психологическое консультирование пришло 32 пациента (21 жен. и 11 муж..); на психотерапию согласились 18 пациентов ( 12жен.,6 муж.),  количество встреч  от 5 – 10 (время  сеанса 1 час, встречи 1 раз в неделю) в условиях амбулаторного приема; 13 пациентов (9 жен., 4 муж.) в условиях стационара ( встречи 2-3 раза в неделю); 33 пациента ограничились одной консультацией (20 жен., 13 муж.). В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Большая часть пациентов описывает проявление заболевания в виде утренней скованности и болезненности суставов и околосуставных мышц,  тонус которых повышен. Болезнь начинается медленно,  с годами она необратимо деформирует мелкие суставы. Заболевание в значительной степени связано с наследственными,  аллергическими и иммунологическими факторами.  Болеют чаще женщины и чаще среднего и пожилого возраста,  у которых имеются межличностные конфликты, проблемы с родителями, детьми, в браке; пережившие утраты – в личностном, карьерном росте или близких, значимых людей. Провоцирующим фактором может стать любой стресс,  конфликт при котором агрессивные чувства скрываются или выражаются не адекватным способом. В начале заболевания пациенты долго игнорируют болезнь, интенсивно физически работают, занимаются спортом, танцами; отказываются от помощи, часто меняют врачей, а затем смиряются  со своими страданиями. На более поздних этапах агрессивность  интегрируется в готовность заботиться о других. Опека является смесью тенденции доминировать и потребностью быть полезным другим людям. Агрессивные импульсы высвобождаются все с большим трудом и все хуже поддаются контролю. Суставы становятся все более обездвижены, а тугоподвижный двигательный  аппарат  превращается в своего рода « смирительную рубашку» для больного. Для личности больных характерны следующие стойкие черты: 1.стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности, терпеливости и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью подавлять все агрессивные и враждебные импульсы 2 мазохистски – депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвованию и чрезмерным стремлением оказывать помощь,  сочетающиеся с честолюбием, сверхнравственным  поведением и склонностью к депрессивным расстройствам настроения 3. выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (спорт, подвижная работа) Лечение таких пациентов необходимо проводить комплексно. В каждом конкретном случаи важно учитывать особенности личности пациента, особенности травмирующей его  психику ситуации и особенности его тела. Соотношения между телесным и душевным  могут быть различными. Во всех случаях важно правильно поставить диагноз, определить роль самого пациента,  лечащего врача и врачей других специальностей, клинического психолога в лечебном процессе, уточнить характер – стационарный или амбулаторный и место лечения. Роль врача, занимающегося пациентом, важна на  диагностическом этапе для проведения обследование  в необходимом объеме, затем в проведении медикаментозного лечения,   определяющегося выраженностью заболевания и профилактическими мероприятиями  для поддержания достигнутого эффекта. Лечение должно осуществляться  в тесном контакте с врачами других специальностей при сопутствующих болезнях. Для улучшения качества лечения психосоматических расстройств, а в дальнейшем и качества жизни пациента, важная роль отводится клиническому психологу. Ему важно:
  1. Понять,  какие невысказанные чувства стоят за заболеванием,  проанализировать ситуации,  в каких человеку становится плохо.
  2. Помочь ему  выразить эти чувства, «выпустить пар» (не только словесно,  но и действием ).
  3. Понять, почему человек ведет себя именно так (анализ жизни).
  4. Помочь ему найти другие способы поведения в травмирующих ситуациях.
Важно понять, о чем говорят симптомы, точнее, что пытается сказать человек с помощью своих симптомов, и готов ли он расставаться с ними. Важно помочь человеку выразить свои чувства, не впадая в болезнь, не убегая из трудной жизненной ситуации, а изменяя ее. Психокоррекционная  работа проводится как индивидуально, так  и в виде групповых  или семейных занятий.  Способ работы с пациентом   строится с учетом индивидуальных особенностей личности и его пожеланий. При комплексном  подходе  в лечении пациент приходит к душевному равновесию, умению радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности,  гармонизировать семейные отношения, раскрывать свой потенциал. Это делает человека менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает сроки их протекания и количество осложнений и в конечном счете увеличивает продолжительность человеческой жизни и улучшает ее качество. 
Оценивать эмоциональное состояние  пациента,  хотя бы ориентировочно , должен врач  любой специальности. Самый простой метод оценить мимику человека. В настоящий момент изучение мимики один из основных направлений в сфере изучения эмоций. Первым по этому пути пошел психолог из Калифорнии Пол Экман.( Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934(19340215) года) — выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. В 2009 году журнал «Time» включил Пола Экмана в список 100 наиболее влиятельных людей мира.Пол Экман посвятил больше 30 лет изучению эмоций и микровыражений.)Он различает 6 базовых выражений лица, свойственных нам от природы: страх, гнев, печаль, радость, удивление и отвращение. По Экману базовые эмоции возникли как реакции на стандартные жизненные ситуации. Они сформировались на протяжении миллионов лет истории человеческого рода. При этом необходимо различать чувства и эмоции. В обиходе это синонимы. Но в научном плане чувства характеризуют внутренний мир человека, в то время как эмоции выражение внутренних переживаний  напрвленных  вовне проявлением реакции на ситуацию. Мы предлагаем графическое изображение базовых выражений лица. Необходимо учитывать искренние, машинальные, элементарные и смешанные проявления мимических выражений. Лицо передаёт и другие эмоции – стыд или волнение. Но они ещё не были признаны, как эмоции.  Радость, интерес  считаются положительными. Удивление – нейтральные. Горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина – отрицательными. Основные эмоции по П. Экман 1 «Отрицательные» эмоции играют  важную биологическую роль.  «Отрицательные» эмоции  – это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция – это сигнал возвращенного благополучия.   Положительному сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока  опасность не устранена.  Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При  этих  условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузками,  инфекциями и т.д. «Положительные» эмоции  влияют на такие  формы  деятельности, как  игра, художественное творение, восприятие произведений искусства, творческое познание. При беседе  с пациентом ,врачу стоит внимательно следить за проявлением эмоций. Так как  для налаживания контакта , необходимо замечать как пациент реагирует на высказывания  доктора, назначаемое им  обследование, лечение. Это необходимо для  понимания будет ли пациент обследоваться, лечиться – доверяет ли он врачу или нет. «Положительные»  эмоции могут оказаться хорошей опорой, ресурсом или стимулом для получения хорошего результата в лечении. Умея замечать проявленные эмоции и телесные проявления, можно видеть их согласованность или противоречие (например:   пациент улыбается, говорит, что  у него все хорошо( кроме проблем со здоровьем), но при этом сильно напряжен  (в верхней части туловища), сильно сжимает кулаки и т.д.,  —  можно предположить, что есть какая -то нерешенная проблема связанная с невыраженной агрессия.  А это может говорить о каком-то конфликте, который мог  привести к обострению заболевания, и т.д. Понимая это, появляется возможность  в применении комплексного подхода в оказании помощи пациенту, что сокращает срок           проявления болезни и улучшает качество жизни пациена.

Список литературы.

1        Авдеев Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 1 (21). – Москва-Воронеж, 2000. 2        Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М.: Изд-во ЭКСМО – пресс, 2002. 3        Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Речь, 2000, 236 с. 4        Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. 5        Бамдас Б.С. Астенические состояния. – М.: Медицина, 1981. 6        Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни. – М.: Медицина, 1972. 7        Берток Н.М. Проявление жизненных стереотипов у больных истерией в профессиональной деятельности. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №17. 8        Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 9        Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 10    Боевая ярость древних. // Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. 11    Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988, 305 с. 12    Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. – М., Медицина, 1999. 13    Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М,: ИНФРО – М., 1998. 14    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. 15    Былкина Н. Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий. // Психологический журнал.1997. №2. 16    Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. 17    Гарбузов В.И. Практическая психотерапия (или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье). – СПб.: Речь, 1994. 18    Дунаевский В.В. Психиатрия и психосоматическая медицина. – СПб.: Речь, 1995. 19    Исаев Н.Д. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Специальная литература, 1996. 20    Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы  психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.:  Медицина, 1983. 21    Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л.: Медицина, 1980. 22    Кернберг О. Современный психоанализ. – М.: Академический проект, 1998. 23    Ковалёв В.В. Личность и её нарушения при соматической болезни. // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении  соматических болезней. – М.: Медицина, 1972. 24    Корнилов А.П. О типологии эмоциональных реакций больных, перенёсших инфаркт миокарда. // Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики. М.: Медицина, 1990. 25    Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 26    Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военно – травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий. // Психологический журнал. 1999. №5. 27    Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. – М.: Медицина, 1976. 28    Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высшая школа, 1996. 29    Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. – М.: Медицина, 1977. 30    Мак – Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 31    Малкина – Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2005. 32    Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс – информ, 2002. 33    Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: «МЕДпресс», 2001. 34    Михайлов А.М., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях. // Вопросы психологии, 1990, № 5. 35    Морозов Г.В., Лебединский М.С. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. – М.: Медицина, 1972. 36    Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., МГУ, 1987. 37    Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. 38    Парцерняк С.А. Стресс и вегетозы. Психосоматика. – СПб.: А.В.К., 2002. 39    Платонов К.К. Психологический практикум. – М.: Высшая школа, 1980. 40    Популярная медицинская энциклопедия. / Под гл. ред. В.И. Покровского. – М.: Советская энциклопедия, 1991. 41    Приленский Ю.Ф. Невротические и неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях. // Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики. – М.: Медицина, 1990. 42    Проворотов Е.М, Чернов Ю.Н., Лышова О.Е.,  Будневский А.В. Алекситимия. // Ж-л невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. 43    Психосоматические заболевания: Полный справочник. / Под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. 44    Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. 45    Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. // Мир психологии. Научно-методический журнал, № 1 (21). – Москва-Воронеж, 2000. 46    Смулевич А.Б., Ротштейн В.Г. Психогенные заболевания. // Руководство по психиатрии. / Под ред. А.В. Снежневского. В 2 т., т.2. – М.: Медицина, 1983. 47    Современный словарь иностранных слов. – М.: Изд – во «Русский язык», 1992. 48    Справочник практического психолога. Психодиагностика. / Под ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 49    Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. 50    Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы. // Психологический журнал. 1992. Т. 12. №2. 51    Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика – ПРЕСС, 1993. 52    Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии. 1991. №6. 53    Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т.,  т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», СПб.: Изд-во «Белый Кролик», 1996. 54    Minuchin S., Rosman В., Baker L. Psychosomatische Krankheiten in der Familie. Klett-Cotta, Stuttgart, 1983. 55    Cohen S, Williamson GM. Stress and infectious disease in humans. Psychol Bull 109:5-24, 1991. 56    Freyberger H. Psychosomatische Therapie bei Colitis Ulcerosa. Med. Klin., 1969. 57    Holroyd K.A., Coyne J. Personality and health in 1980th. Psychosomatic medicine revisited? // J. Pers., 1987. 58. Tanaka G. The relationships between sympathetic and parasympathetic tones and cardiovascular           responses during active coping. Jap J Psychol , 1992.