Карта посещений

Просмотров: 2 472

Греков И.Ю. (8 905 4 509 333; ilyagrekov@gmail.com)

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Россия

По материалам диссертации на соискание академической степени магистра дизайна «Композиционная организация музейного выставочного пространства средствами объёмно-графических объектов».

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ДИЗАЙНА ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ В АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Необходимым условием существования культуры является любовь и бережное отношение к ней. Любовь к культуре своего народа выражается через патриотизм, который выступает носителем духовной силы и жизнеспособности народа и страны. В деле воспитания патриотизма важную роль играют музеи, как хранители памятников народного достояния. Важнейшим условием функционирования музея, как социального института, является эффективное осуществление им музейной коммуникации.

В настоящее время, в обществе активно популяризируются современные технологии и технические средства. Они внедряются во многие сферы жизни, в том числе в сферу культуры и музеи. Передовые музеи России и зарубежья получают прогрессивное техническое развитие, и их экспозиции приобретают такие качества, как мультимедийность и интерактивность, что активно привлекает посетителей. Большинство этих музеев составляют музеи художественного профиля, ориентированные на современное искусство.

Однако для патриотического воспитания значительно большее значение имеют история и народные традиции страны, нежели современное интернациональное искусство. Именно музеи исторического профиля могут в полной мере осуществлять репрезентацию культурных и нравственных ценностей народа и страны. Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» предусмотрено стимулирование проявления патриотизма в жизни граждан.

Деятельность музеев истории должна быть ориентирована, в первую очередь, на молодёжь, так как качество воспитания молодого поколения определяет будущее страны. Решение же экспозиций большинства музеев истории России, в настоящее время, формирует стереотипный образ учреждения культуры. Это, в свою очередь, влечёт за собой снижение интереса к историческим музеям и, соответственно, к истории. Стремление к новому и увлечение современными технологиями способствуют забыванию молодыми людьми истории и культуры своего народа и страны.

В области музейного экспозиционного дизайна в России и за рубежом накоплен обширный опыт. В настоящее время, в теоретических и практических работах специалистов из области музейного дела и дизайна экспозиций предлагаются концепции композиционной интеграции музейного выставочного пространства в экспозицию, что позволяет создавать новые художественные образы, активно привлекающие посетителей.

Однако, аналогичных концепций в экспозиционном дизайне исторических музеев России недостаточно. На данный момент, можно констатировать отсутствие подхода к созданию синкретической системы «музейное выставочное пространство – экспозиция», а также к формированию единого стиля, проявляющегося не только в конкретной экспозиции, но и пронизывающего весь исторический музей целиком.

Согласно реестру музеев Ростовской области, на территории данного региона существует и функционирует всего лишь 6 музеев исторического профиля. При площади области в 100 тыс. км2 и населении численностью более, чем в 4 млн. человек малое количество учреждений культуры данного профиля не может обеспечить равную доступность культурных благ для широких масс населения.

Федеральной целевой программой РФ «Культура России (2012 – 2018 годы)» предусмотрено сохранение российской культурной самобытности, создание условий для обеспечения доступности культурных благ и повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, а также модернизация работы учреждений культуры и создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Таким образом, исторический музей как инструмент активного воспитательного воздействия востребован в XXI веке. Однако для его эффективного функционирования необходимо качественное осуществление музейной коммуникации. Это, в свою очередь, возможно при условии использования в дизайне музея и экспозиций актуальных художественных концепций и современных технических средств.

 

КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЁМНО-ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ И СХЕМЫ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ В ЭКСПОЗИЦИОННОМ ДИЗАЙНЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ

Нами разработана концепция объёмно-графических объектов, использование которой в экспозиционном дизайне исторического музея может поспособствовать привлечению внимания молодых граждан к истории Родины.

Концепция объёмно-графических объектов – концепция, обобщающая и синтезирующая опыт проектирования музейных экспозиций, экспозиционного оборудования и организации музейных выставочных пространств и предполагающая создание универсальной системы, которая объединяет признаки и свойства всех компонентов музейной экспозиции: экспонатов, экспозиционного оборудования и выставочного пространства.

Объёмно-графический объект (ООГ) – это объект, совмещающий в себе свойства носителей визуальной информации и объёмно-пространственной конструкции, выполняющей эстетическую, утилитарную и пространствоорганизующую функции. То есть в одном объекте совмещены признаки и свойства экспонатов, экспозиционного оборудования и выставочного пространства.

Структура объёмно-графического объекта состоит из трёх компонентов: графики, объёма и тектоники и как бы вырастает из плоскости графики в объём, и далее организует пространство. Компоненты объёмно-графического объекта выступают в роли наиболее общих категорий, ни одна из которых не задаёт никаких ограничивающих рамок в плане своего содержания.

Классификация объёмно-графических объектов включает три класса: класс «Микрообъекты» (категория А), класс «Мезообъекты» (категория Б) и класс «Макрообъекты» (категория В).

Принципы проектирования объёмно-графических объектов включают общие принципы (целостности, целесообразности, композиционности и эргономичности) и специальные (модульности, трансформируемости, мобильности и интерактивности).

Предложены схемы применения объёмно-графического объекта в историческом музее: схема СП1 (применение в выставке музейных предметов при соблюдении композиционно-смыслового приоритета музейного предмета), схема СП2 (применение в выставке музейных предметов с интеграцией музейного предмета и объёмно-графического объекта), схема СП3 (применение объёмно-графического объекта в качестве самоценного музейного предмета), схема СП4 (применение объёмно-графического объекта в качестве универсального модуля организации выставочного пространства).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЁМНО-ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЭКСПОЗИЦИОННОМ ДИЗАЙНЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ «ДАЖД»

Гипотетический музей истории «Дажд» расположен в центральной части Ростовской области и внедрён в местный ландшафт. Система выставочных пространств музея состоит из двух секций. Первая секция включает закрытые музейные выставочные пространства, расположенные внутри округлого земляного кургана. Вторая секция включает выставочное пространство в виде площадки под открытым небом для организации временных экспозиций и обзорную площадку в верхнем ярусе музея. Открытая площадка, располагаясь в нише организованной высечением сектора кургана, организует подход к внутренним помещениям музея.

Концепция объёмно-графических объектов реализована в проекте экспозиции под открытым небом «Дажд».

Одноимённая временная экспозиция «Дажд» посвящена орнаментальному искусству и истории славянского орнамента и представляет собой пространственную инсталляцию «Семейственность в славянской культуре». Инсталляция, являясь самостоятельной экспозицией, также организует входную группу музея. Представленные в экспозиции музейные предметы – художественные произведения, выполненные в тематике славянской орнаментики.

 

Схемы применения объёмно-графических объектов

Схема применения объёмно-графических объектов в проекте «Дажд» соответствует СП2, СП3 и СП4.

Схема применения СП2 обусловлена необходимостью использования объёмно-графического объекта в выставке музейных предметов с интеграцией музейного предмета и объёмно-графического объекта, создания единого сюжетного композиционного полотна экспозиции.

Схема применения СП3 обусловлена необходимостью назначения объёмно-графическому объекту функций художественного объекта, инсталляции, скульптуры, декоративно-функционального элемента интерьера, декорации.

Схема применения СП4 обусловлена необходимостью применения объёмно-графического объекта в качестве универсального модуля планировки и организации выставочного пространства, конструирования в открытой секции собственно «тела» музея.

Класс объёмно-графических объектов

Класс объёмно-графических объектов, использованных в проекте «Дажд», является классом Мезообъектов. Все объёмно-графические объекты данной экспозиции отнесены в категорию Б и выполняют функции информационного стенда, декорации, арт-объекта и инсталляции.

Содержание компонентов объёмно-графических объектов

Компонент графика представлен плоским графическим экспонатом – графемой буквы «Д» логотипа «Дажд», решённой в виде древнеславянского символа Даждьбога или Макоши, этикетажем, пояснительными текстами и проецируемыми на пол изображениями.

Компонент объём представлен объёмной конструкцией графемы буквы «Д» логотипа «Дажд», выполняющей функцию объёмного скульптурного экспоната, арт-объекта, декорации и оборудования для объёмного экспонирования – витрины.

Компонент тектоника представлен пространственной инсталляцией, которая состоит из серии модульных объёмно-графических объектов, в совокупности выполняющих функцию пространствоорганизующей структуры, конструирующей «тело» музея.

Композиционное решение экспозиции «Дажд»

Композиционное решение экспозиции на основе стилистики славянского орнамента представляет собой художественный образ «Семейственности в славянской культуре» в виде главы семьи – Матушки-роженицы, окружённой хороводом детей. Образ Матушки-роженицы представлен центральным объёмно-графическим объектом и является доминантой композиции «Семейственности». Образ Матушки-роженицы содержит в себе заглавный экспонат экспозиции – музейный предмет «Русь Державная», значение которого составляет суть семейственности в общественной системе старший-родитель-главный – младший-ребёнок-подчинённый. Данный бинарный образ также отражает идею зарождения в древней славянской культуре молодой христианской православной культуры.

Цветовое решение экспозиции построено на контрасте красного и белого цветов. Красный цвет объёмно-графических объектов является фирменным цветом музея «Дажд» и создаёт тоновой фон, позволяющий однозначно идентифицировать белые экспонаты. Выбор красного цвета обусловлен его семантикой в культуре славян. Данный цвет символизирует солнце, любовь, мученичество, кровь, борьбу и победу.

Проект экспозиции «Дажд»

Установка экспозиции производится в два этапа. Первый этап включает возведение восьми модульных складных объёмно-графических объектов, образующих динамическую инсталляцию «Семейственность в славянской культуре». Электрические приводы четырёх периферийных объёмно-графических объектов подключаются к источникам питания и пункту программного управления. Второй этап включает расположение музейных предметов в структуре объёмно-графических объектов, выполняющих, при этом, функции витрин.

Для трансформации музейного выставочного пространства и изменения графиков движения музейной аудитории предусмотрено два положения. Первое – ортогональное положение всех объёмно-графических объектов, организующее график движения А. Второе – октагональное положение четырёх периферийных объёмно-графических объектов, организующее график движения Б. Поддержка графиков обеспечивается направляющими в виде изображений орнаментальных композиций, проецируемых на плоскость пола с проектора, установленного на подвеске над открытой площадкой.

В работе экспозиции предусмотрено два режима. Первый режим предполагает экскурсию по экспозиции, включающую осмотр инсталляции «Семейственность в славянской культуре» и содержащихся в ней музейных предметов, поддерживающих и развивающих художественную концепцию инсталляции. Второй режим предусматривает интерактивную экскурсию, предполагающую осмотр со смотровой площадки музея образцов славянского орнаментального искусства, демонстрируемых проекционным способом на плоскости пола.

Экспозиция «Дажд» организует входную группу музея. Работа экспозиции может осуществляться как в дневное, так и в вечернее время суток. Для экспонирования в вечернее время предусмотрено оснащение объёмно-графических объектов осветительной системой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование концепции объёмно-графических объектов в проекте музея истории «Дажд» обеспечило организацию целостной стилевой, мобильной и интерактивной системы экспозиции.

Использование концепции объёмно-графических объектов предполагает применение в организации выставочного пространства и экспозиции исторического музея актуальных художественных идей и современных технических средств, что способствует более качественному осуществлению музейной коммуникации. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования исторического музея, как социального института и средства активного воспитательного воздействия.

Посредством популярных технологий, мультимедийных и интерактивных средств есть возможность устранить стереотипный образ исторического музея и привлечь молодёжь к истории и культуре России, поспособствовать возрождению патриотических идей.

Возможность установки экспозиций и возведения передвижных музеев на площадках под открытым небом исключительно средствами объёмно-графических объектов может быть использована в качестве одного из способов решения проблемы недостатка музеев исторического профиля на территории Ростовской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Астрологический ревматологический прогноз на август 2017
Учебник ревматологии
плечевой сустав

Сомали