Просмотров: 6 309

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ТРОЕРУЧНИЦА» И РЕВМАТОЛОГИЯ

к. м. н. Ханов А.Г. СОВРЕМЕННОН СОСТОЯНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ БОЛЕЗНЕЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Болезни костно-мышечной системы (БКМС)  распространены среди населения чрезвычайно широко. Но истинные масштабы распространения их  неизвестны. У части населения они протекают годами и десятилетиями, так что пациенты приспосабливаются к ним, конечно с потерей какой-то доли качества жизни, списывая ограничения на возраст. Часть пациентов занимается самолечением, в том числе используя рекомендации доступные в интернете. Пациенты, обратившиеся за медицинской помощью, так же не всегда получают правильный диагноз и адекватное лечение. Ревматические синдромы встречаются в работе практически  врачей всех специальностей. И здесь возникает проблема их компетентности в ревматологии  и «заорганизованность» в диагностической работе, когда основная масса больных проходит с диагнозами «Остеохондроз» или  «Деформирующий остеоартроз». Большая проблема ревматологии – это диагностика заболеваний на ранних стадиях. В настоящее время имеются данные медицинской литературы о возможности установления, например,  диагноза ревматоидного артрита в первые три часа от начала заболевания. Но реальная практика показывает обратное. Большое количество ревматологических диагнозов  устанавливаются на поздних стадиях, так как больные лечатся под  другими диагнозами. Кроме того,  болезнь имеет скрытый период или возможно наступление самопроизвольной длительной ремиссии после первой атаки, что также отдаляет обращение пациента за медицинской помощью. Так же возможны варианты различной степени тяжести заболевания, когда в поле зрения врачей попадают только  тяжелые и средней тяжести  варианты ревматических заболеваний. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ РЕВМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ На настоящий момент ревматологи, как врачи не одной другой специальности, «вооружены» высокоэффективными современными лекарственными средствами, как для симптоматической, так и патогенетической, а так же базисной и болезнь – модифицирующей терапии. Это и традиционные нестероидные противовоспалительные препараты, глюкокортикоиды, иммунодепрессанты, цитостатики и биологические генно-инженерные препараты. Все они обладают значительным количеством побочных эффектов. Длительный и даже однократный прием могут вызвать развитие состояний или осложнений представляющих опасность для здоровья и даже жизни. НАРОДНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В РЕВМАТОЛОГИИ Народные и альтернативные методы лечения (НАМ) популярны и распространены среди пациентов не только ревматическими заболеваниями. Их популярность связано с молвой, доступностью и интересом к «натуральному» лечению. Понятно, что проверить эффективность таких методов лечения с медицинской точки зрения трудно. Одной из причин является нежелание пациента обсуждать со своим врачом НАМ, при одновременной  широкой осведомленности  больных о потенциально опасных осложнениях  лекарственной терапии. Одним  из методов НАМ является молитва и духовность. БОЛЬШИНСТВО ПАЦИЕНТОВ ВЕРЯТ В ЦЕЛИТЕЛЬНУЮ СИЛУ МОЛИТВЫ Пациенты, с хроническими заболеваниями прибегая к лечению, начинают уделять внимание  не только телу, но и духу. Улучшение состояния здоровья происходит за счет дистанционного исцеления. Дистанционное исцеление это сознательный, посвященный акт, направленный на улучшение эмоционального физического самочувствия больного человека. Оно может включать молитву и целительное прикосновение. ИКОНА ПРИ РЕВМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ Икона Божией Матери Троеручица – чудотворная икона, почитаемая в Православной церкви. Молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре. 01 ДНИ ПАМЯТИ 11 июля, 25 июля. 28 июня по старому стилю и 12 июля (юлианский  календарь). 02 КАК МОЛИТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ Молитва Троеручице Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва Божией Матери Троеручица О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную, надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь. ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ НА ИСЦЕЛЕНИЕ Читают, стоя у изголовья больного утром и вечером, держа в руках икону «ТРОЕРУЧИЦА». О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изоб­ражению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Какое чудо произошло Появление иконы связано с чудом. Иоанн Дамаскин в сердечной молитве перед образом обратился к Богородице с просьбой об исцелении. Его рука с отсеченной кистью снова стала целой и невредимой. В память о случившемся он прикрепил к образу серебряную кисть, и с тех пор икона Божией Матери стала известна как целительная. ЛЕГЕНДЫ ОБ ИКОНЕ ТРОЕРУЧНИЦЕ Существуют две легенды, связанные с иконой «Троеручица». Первая легенда гласит: «Однажды за Богородицей погнались разбойники. Богороди­ца бежала, сколько могла, но ей преградила дорогу река. Тогда Она бросилась в воду, надеясь пере­плыть реку. Но с Младенцем на руках ей было трудно плыть, приходилось одной рукой грести, а другой держать Иисуса. Задыхаясь, Богородица взмо­лилась:— Сын мой милый, дай мне третью руку, а то плыть невмоготу. В тот же самый миг у нее появилась третья рука, как свыше данное чудесное спасение. Согласно второй легенде, в 716 году на визан­тийский престол вступил лютый иконоборец Лев Исаврянин. По его приказу людей, имевших иконы, казнили, а сами иконы сжигали на кострах. При императоре был человек Иоанн Дамас­ский. Не боясь гнева правителя, он стал об­личать преступные действия. За это ему отсекли правую руку, которую повесили на городской пло­щади. Иоанн испросил разрешения вернуть ему руку, чтобы похоронить ее. «О, Пресвятая Богородица,— взывал он к Царице Небесной,— если мою руку вернут, то я всю жизнь посвящу описанию дел Господа и Твоих, Заступница наша». И вот про­изошло истинное чудо, и весть об этом разнеслась по всему свету. В память о своей благодарности он приделал серебряную руку к иконе Пресвятой Богородицы. Так появилась икона Троеручица. ИСТОРИИ И ЗНАЧЕНИЯ ИКОНЫ В начале VIII века в Византию пришло  иконоборчество. Это еретическое движение  связано с именем уроженца малоазиатского города Германикии императора Льва III Исаврянина, который в основу своей иконоборческой позиции положил строки из книги Исход Ветхого Завета «… не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, … не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5).  Он не осознавал величайшей разницы между тем, что есть христианская икона и что – языческий идол, и какова пропасть между этими двумя явлениями. В этот период были уничтожены многие памятники культуры того времени – иконы, расписные алтари, фрески, мозаики, скульптурные изваяния святых, которые были также безусловными святынями для истинных христиан. От издержек ветхозаветного сознания Восточная Церковь понесла большие духовные и культурные убытки. Иконоборчество стаяло  очень серьезным препятствием в развитии христианства, так как не оставляло человеку возможности личного общения с Господом и всеми святыми Его, ибо икона – образ, святыня, имеющая Святого Духа, которым освящен первообраз того святого, который на ней изображен, или самих Господа Иисуса Христа и Царицы Небесной. Борьба сторонников иконоборчества и иконопочитания продолжалась около века и началась с вхождения  на престол в717 году Льва III Исаврянина, иначе – Исавра. Окончилась борьба 843 году, когда иконоборцы были отлучены от церкви. Против иконоборчества выступал Святой преподобный Иоанн Дамаскин. Он родился в 680 году в семье, исповедовавшей христианство. Отец его, Сергий Мансур, служил при дворе халифа казначеем, после его ухода из жизни святой Иоанн занял придворную должность министра и градоправителя. Иоанн Дамаскин написал три трактата против порицания святых икон. Прочитав их, Лев Исавр пришел в ярость. Ему необходимо было погубить автора трактатов. Но поскольку Иоанн Дамаскин занимал высокое положение при дворе самого халифа и не был византийским подданным, арестовать или казнить его император не мог. Он воспользовался клеветой и подлогом. По его приказанию было составлено письмо якобы от имени Иоанна Дамаскина, в котором он предлагал императору план завоевания Дамаска, и приложил к нему свой ответ, полный лицемерной лести. Халиф разгневался и велел лишить преподобного святого всех регалий, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на главной площади города всем в назидание. Физические страдания преподобного были велики. Но еще более велики страдания духовные, ибо он был оклеветан и незаслуженно опозорен. Тем же днем Иоанн через своих товарищей передал халифу письмо, где писал, что болезнь его усиливается, но ему нет и душевного покоя, пока его правая рука выставлена на позор всем. Халиф, помня прежние заслуги своего придворного и его отца, приказал вернуть руку Иоанну. В ту же ночь преподобный Иоанн приложил кисть руки к тому месту, где она была отсечена, пал на колени перед иконой Божией Матери и, рыдая, молитвенно просил Ее вернуть ему десницу, не просто, чтобы исцелиться, а вновь обрести возможность трудиться в защиту православия. Так в молитве и слезах он и забылся в сновидении. Но на грани сна и яви он увидел светлый лик Богоматери, склонившейся над ним, и услышал Ее чудный голос – Она обещала ему исцеление, но с тех пор все труды его этой рукою должны быть отданы Ей. После этого преподобный Иоанн, измученный болью душевной и телесной, крепко уснул, а наутро, проснувшись, не почувствовал боли и тут увидел, что кисть руки принадлежит ему как прежде, остался лишь тонкий рубец. В порыве любви и благодарности Царице Небесной за скорое и чудесное исцеление святой Иоанн Дамаскин создал песнь Богоматери «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», А как символ вечного служения своей Избавительнице он приделал к Ее иконе посеребренную руку .Этим он признавал, что это отсеченная и возвращенная ему рука принадлежит не ему, а Той, Которая сотворила чудо исцеления его духа и тела. Когда халиф увидел чудо, которое было свидетельством невиновности преподобного Иоанна, то попросил прощения и вернул  святому все, что отнял у него. Богатство Иоанн  роздал нуждающимся и ушел простым послушником в монастырь. Здесь же Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг, затем был, призвал в Иерусалим. В 754 году на Константинопольском соборе, где перевес сил оказался на стороне иконоборцев, его бросили в темницу и пытали. Однако Богоматерь не оставила того, чья рука была верна Ей. Преподобный Иоанн Дамаскин не погиб, а вернулся в свою обитель, к иконе «Троеручица», с которой не расставался вплоть до своей кончины в 784 году в возрасте 104 лет. ОПИСАНИЕ ИКОНЫ ТРОЕРУЧНИЦЫ Иконы Богоматери относится  по типу восходит к Одигитрии. Центр композиции занимает Младенец Иисус Христос, сидящий на руках Богородицы. Он словно благословляет правой рукой того, кто находится перед образом. Божия Матерь указывает на Христа как на путь к Спасению. Это типичное изображение Одигитрии, Но Богомладенец восседает на правой, а не на левой руке Ее. Имеется еще третья, будто посеребренная рука. Третья рука «Троеручицы» изображается на иконах более темной по тону или более светлой, но не телесного, свойственного живой руке цвета. Смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту молитвенного песнопения  в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши». КАК ИКОНА ПОПАЛА В СЕРБСКУЮ ОБИТЕЛЬ НА АФОНЕ В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили её на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского Хилендарского монастыря.  Вскоре в монастыре не стало наставника, и монахи  приступили к выбору нового, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на месте  наставника икону Божией Матери «Троеручицу». Образ унесли на своё  обычное место.  Но на следующий день он вновь появился на прежнем  месте. Тогда, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону «Троеручица» на месте наставника. С тех пор в монастыре нет должности игумена. Сейчас икона  находится  на святой  горе Афон. Причем не просто находится, а является игуменьей Хилендарского монастыря. К ней подходят взять благословение, испросить совета. ИКОНА ТРОЕРУЧНИЦА В РОССИИ В Россию копия (список) иконы Богоматери «Троеручица» прибыла  в 1661 году и была установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году.  Сам же образ пропал. В Москве находятся ещё несколько древний списков иконы – один в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Перед иконой Божьей Матери «Троеручица» молилась Царская Семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины. ГРЕЧЕСКИЕ МОНАСТЫРИ И РЕВМАТОЛОГИЯ Метеоры — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции Х века. 03ik Он  расположен  на вершинах скал в горах Фессалии, на севере Греции 04ik Это объект всемирного наследия. Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. 05ik Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря. 06ik Они образовались более 60 миллионов лет назад в результате редкого геологического явления.  Это  каменистое  дно доисторического моря, находившегося на месте равнины.  07ik В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. – «парящие в воздухе»). 08ik В монастырях можно помолиться о здоровье и приобрести в церковной лавке мазь для суставов. 09ik