Просмотров: 3 725
Руководство по медицинской этике. 3 издание 2015 г.
World Medical Association
Medical Ethics Manual
Medical student holding a newborn © Roger Ball/CORBIS
Medical Ethics Manual 3rd edition 2015
Medical Ethics Manual – Principal Features of Medical Ethics
This Manual is a publication of the World Medical Association. It was written by John R. Williams, Director of Ethics, WMA (2003-2006)
Cover, design, and concept by Tuuli Sauren, INSPIRIT International Communications, Belgium. Production and concept by World Health Communication Associates, UK.
Pictures by Van Parys Media/CORBIS
Cataloguing-in-Publication Data Williams, John R. (John Reynold), 1942-. Medical ethics manual.
ISBN 978-92-990079-0-7 (NLM classification: W 50)
Данный текст – официальный перевод 2-го издания Medical Ethics Manual 2nd edition 2006 с дополнениями из 3-го издания 2015 года (Medical Ethics Manual 3rd edition 2015).
Дополнения-исправления выделены красным.
Аббревиатура: ВМА, World Medical Association =ВОЗ.
Уильямc Дж. Р.
Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А. Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 128 с.
https://studfiles.net/preview/2247603/
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Введение
♦ Предмет медицинской этики
♦ Зачем изучать медицинскую этику?
♦ Медицинская этика, медицинский профессионализм, права человека и законы
♦ Заключение
ГЛАВА 1 ♦ Основные черты медицинской этики
♦ Что особенного в медицине?
♦ Что особенного в медицинской этике?
♦ Кто решает, что этично?
♦ Меняется ли медицинская этика?
♦ Меняется ли медицинская этика
в зависимости от страны?
♦ Роль ВМА
♦ Как ВМА решает, что именно этично?
♦ Как отдельные люди решают, что именно этично?
♦ Заключение
ГЛАВА 2 ♦ Врач и пациент
♦ Что особенного в отношениях врач-пациент?
♦ Уважение и равенство обращения
♦ Коммуникация и согласие
♦ Принятие решений за недееспособных пациентов
♦ Врачебная тайна
♦ Вопросы, связанные с началом жизни
♦ Вопросы, связанные с окончанием жизни
♦ Разбор ситуации
ГЛАВА 3 ♦ Врач и общество
♦ Что особенного в отношениях врач-общество?
♦ Двойная лояльность
♦ Распределение ресурсов
♦ Общественное здравоохранение
♦ Глобальное здравоохранение
♦ Разбор ситуации
ГЛАВА 4 ♦ Врачи и коллеги
♦ Вызовы власти врачей
♦ Взаимоотношения с коллегами лечащего врача; учителя и студенты
♦ Сообщение о небезопасных и неэтичных действиях
♦ Взаимоотношения с другими работниками здравоохранения
♦ Кооперация
♦ Разрешение конфликтов
♦ Возвращаясь к изучению дела
ГЛАВА 5 ♦ Этика и медицинские исследования
♦ Важность медицинских исследований
♦ Исследования и медицинская практика
ГЛАВА 6 ♦ Заключение
♦ Ответственность и привилегии врачей
♦ Обязанности по отношению к себе
♦ Будущее медицинской этики
Приложение А — Глоссарий
Приложение В — Ресурсы в сети Интернет, посвященные медицинской этике
Приложение С
Приложение D — Усиление преподавания этического блока в медицинских образовательных учреждениях
Приложение Е — Дополнительные учебные ситуации
♦ Совет по контрацепции для несовершеннолетних
♦ Недоношенный ребенок
♦ ВИЧ-инфекция
♦ Лечение заключенного
♦ Решение о прекращении поддержания жизни
♦ Подборки учебных ситуаций
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 2006 года
Ю.М. Лопухин
“Руководство по медицинской этике”, написанное Джоном Р. Уильямсом – председателем комитета по медицинской этике Всемирной медицинской ассоциации, безусловно, вызовет живой интерес российского медицинского сообщества и станет настольной книгой каждого российского врача.
В отличие от большого количества монографий, сборников и статей по биоэтике, вышедших в последние десятилетия XX и начала XXI века, в предлагаемом врачебному сообществу руководстве отсутствуют исторические, философские и социологические отступления, изобилующие медицинскими деталями. Это позволяет врачу освоить главное: принципы, логику и мораль современной медицинской этики.
Стремительно развивающаяся во всех отношениях медицинская наука и практика ставит сегодня перед врачом множество этических вопросов. По мнению автора, их решение возможно тремя путями: иррациональным, основанным на повиновении, приказе, инструкции, интуиции, чувствах; рациональным, основанным на оценке вероятных последствий; либо на представлениях о долге и обязанностях медика. В книге показано, что далеко не все этические проблемы современной медицины, в частности, организации здравоохранения, имеют однозначное решение. Не определена еще допустимость проведения многих исследований, таких как тотальное генетическое типирование и этические последствия трансплантации стволовых клеток. В книге рассматриваются такие сложные вопросы, как аборты, являющиеся, по мнению автора, своеобразным убийством, эвтаназия и ее альтернатива – паллиативное лечение, направленное на то, чтобы окончание жизни происходило с минимальными страданиями. Особое внимание уделено испытаниям и внедрению в практику новых лекарственных средств, со многими негативными явлениями в деле производства препаратов: контрафактной продукции, предоставлением фирмами ложных сведений результатов испытаний, коррупцией и т.д.
Красной нитью через все “Руководство” проходит мысль о том, что при решении любой этической проблемы, касающейся врачебной тайны, эпидемиологической ситуации, информированного согласия, решения врачебных и общественных конфликтов и т.п., на первый план должны быть поставлены интересы пациента, а не науки, не общества и не бизнеса. Врач, утверждает автор, должен обладать тремя главными качествами: сочувствием к больному, компетентностью и самостоятельностью. К сожалению, в последние годы все больше и больше развитие самостоятельности при становлении врача сдерживается эталонами и инструкциями.
В России всегда уделяли большое внимание этическим проблемам в медицине, начиная от М.Я. Мудрова, Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, Н.Н. Петрова, Б.В. Петровского. Важно отметить, что в трудах русских ученых этика всегда рассматривалась как неотъемлемая составная часть всей врачебной культуры.
В последние годы вышел ряд ценных монографий по медицинской этике на русском языке: (“Биомедицинская этика”, в 3-х томах, под редакцией Покровского В.И. и Лопухина Ю.М., 1997-2003 гг.; “Этика сестринского дела” – Иванюшкин А.Ю., 1998; “Медицинская этика” – Яровинский М.Я., 1999; “Философия биомедицинских исследований”, под редакцией Юдина Б.Г., 2000; “Медицинская этика” – Кэмбелл А., Джиллет Г. и Джонс Г., 2004; “Биоэтика” – Сгрегга Э. и Тамбоне В., 2000).
В заключение хотелось бы выразить надежду, что знакомство российских врачей и ученых с этой книгой оживит работу этических комитетов научных и лечебных организаций, врачебных обществ по медицинским специальностям, региональных общественных организаций и в целом всего Российского медицинского общества, поможет в организации систематической работы в этом направлении.
Настоящее руководство снабжено электронными адресами основных Международных организаций, занимающихся проблемами биоэтики, что дает возможность читателю быть в курсе новых разработок в области биоэтики.
Академик РАМН Ю.М. Лопухин
Член-корр. РАН Б.Г. Юдин
Д-р Л.А. Михайлов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Невероятным кажется, что, хотя основатели медицины, такие, как Гиппократ, создавали свои работы более 2000 лет назад, в медицине до сих пор нет признанного всеми курса, посвященного медицинской этике. Данный учебник ставит своей целью этот пробел восполнить.
Идея создания такого учебника возникла на 51-й Генеральной Ассамблее Всемирной Медицинской Ассамблеи в 1999 году. Собравшиеся врачи, представлявшие национальные медицинские организации со всего земного шара, решили «настойчиво рекомендовать всем медицинским институтам мира включить в программы обязательный курс Медицинской этики и прав человека». Наряду с этим была начата работа по созданию базового курса по медицинской этике для студентов-медиков и врачей, основанного на концепциях, принятых странами — членами ВМА. Данный учебник и явился результатом разработок и консультаций, координированных Комитетом ВМА по этике.
Современное здравоохранение столкнулось с рядом исключительно сложных и многогранных этических дилемм, и со многими из них врачи зачастую не способны адекватно справляться. Данная книга разработана специально для того, чтобы описать и структурировать этические принципы в текущей практике и предоставить инструментарий для решения подобных проблем. Это не набор «правильных и неправильных» ответов, но попытка помочь совести медика, которая и является основой для принятия любых профессиональных решений. С этой целью в книге будут представлены несколько ситуаций, которые должны способствовать индивидуальному пониманию сути проблемы и могут быть использованы для обсуждения внутри коллектива.
Как врачи, мы осознаем, какой привилегией является возможность быть вовлеченным в отношения врач — пациент — уникальные отношения, позволяющие обогащать научные знания и помогать человеку на основе этики и доверия. Настоящая книга построена таким образом, чтобы затронуть различные виды отношений, в которых участвует врач, но основой являются отношения врача и пациента. В последнее время эти отношения переживают определенный кризис из-за недостатка ресурсов и в силу других не менее важных причин. Эта книга показывает значимость как проблемы так и путей ее решения в медицинском сообществе.
Любое обсуждение вопросов, связанных с медицинской этикой, важно обсуждать в аспекте прав пациента. Так как только врач, обладая медицинскими знаниями, может полноценно представлять его интересы. Большинство национальных медицинских организаций признают, что при принятии решений о лечении прежде всего необходимо учитывать интересы каждого конкретного пациента. Данный курс ВМА по медицинской этике можно считать успешным, только если он поможет подготовить студентов-медиков и врачей к решению многочисленных этических проблем, возникающих в каждодневной работе, и нахождению эффективных способов ПРИОРИТЕТНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ ПАЦИЕНТА.
И в заключение несколько слов о ВМА.
Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) — единственная международная организация, объединяющая всех врачей мира и осуществляющая свою деятельность как Всемирный врачебный парламент. Решения, принимаемые ВМА, являются составной частью норм международного права и регулируют деятельность врачей во всех странах. Профессиональное управление медицинской деятельностью в большинстве стран осуществляется врачами через национальные врачебные организации, основанные на индивидуальном членстве врачей, что позволяет создать идеальные условия для развития этической культуры каждого врача в отдельности и медицинского сообщества в целом. То, что Россия в лице Российского медицинского общества (РМО) стала в 2002 г. членом ВМА, имеет принципиальное значение для каждого российского врача. В течение 54 лет врачи России были практически изолированы от деятельности этой влиятельной международной организации, однако теперь через членство в РМО они имеют возможность стать полноправными членами всемирного медицинского сообщества, а значит, активно участвовать в его деятельности и находиться под его защитой. И чем быстрее в России будет создана сильная и авторитетная корпорация медицинских работников, тем более востребованными станут знания в области медицинской этики, тем быстрее врачебное сообщество осознает свою нравственную, гражданскую и профессиональную ответственность за здоровье нации.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Рассмотрим следующие медицинские случаи, которые могут произойти практически в любой стране:
- Врач П., опытный хирург, заканчивает ночную смену в небольшой районной больнице. Мать привозит в больницу молодую девушку, после чего немедленно уезжает, сообщив медицинской сестре, что ей необходимо смотреть за остальными детьми. У пациентки влагалищное кровотечение и сильная боль. После осмотра врач П. решает, что причиной мог стать самопроизвольный выкидыш или аборт. Врач проводит выскабливание и просит сестру уточнить у пациентки, может ли та позволить себе оплачивать нахождение в больнице до тех пор, пока выписка не станет безопасной. Врач К. заступает на место врача П., который уходит домой, не поговорив с пациенткой.
- Врач С. сильно расстраивается, когда пациенты до или после визита к ней консультируются по той же проблеме у другого врача. Она считает это потерей времени и вредным для здоровья пациентов и поэтому решает поставить пациентов перед выбором: либо они прекращают визиты к другим врачам по той же проблеме, либо она перестает их принимать. Кроме этого, она намеревается обратиться в свою медицинскую ассоциацию, чтобы та пролоббировала в правительстве запрет на подобное поведение пациентов.
- Врач В., недавно назначенный анестезиологом в городской госпиталь, обеспокоен поведением главного хирурга в операционной. Хирург использует устаревшие методы работы, что приводит к большей длительности операций, более сильным послеоперационным болям и более длинному восстановительному периоду. Кроме этого, он часто позволяет себе грубые шутки в отношении пациентов, которые нервируют ассистентов хирурга. Будучи младшим членом команды, врач В. не склонен критиковать хирурга лично или жаловаться на него руководству. Однако он чувствует, что должен что-то сделать для улучшения ситуации.
- Врач Р., терапевт в небольшом провинциальном городе, привлечен для участия в клинических испытаниях нестероидного противовоспалительного препарата против остеоартрита. За каждого привлеченного участника клинических испытаний согласно условиям полагается определенная денежная сумма. Организатор испытаний заверил врача Р., что получены все необходимые одобрения и разрешения, в том числе и от этического комитета. Врач Р. никогда не участвовал в подобных проектах и польщен предоставленной возможностью, особенно материальным вознаграждением. Он соглашается, не уточняя деталей относительно научной или этической стороны эксперимента.
- объяснить, почему этика важна для медицины;
- указать основные источники медицинской этики;
- показать наличие разных подходов к решению этических проблем, включая свой собственный.
- Определить, является ли данная проблема этической.
- Определить, есть ли общий способ решения подобных вопросов, рекомендуемый медицинской ассоциацией или иными авторитетными источниками.
- Рассмотреть возможные альтернативы с точки зрения того, каким принципам и ценностям они удовлетворяют.
- Обсудить предлагаемые действия с теми, на кого они окажут влияние.
- Принять окончательное решение и действовать в соответствии с ним.
- Оценить свое решение и быть готовым вести себя по-другому в подобной ситуации в будущем.
- Курсы WMA
- Организации медицинской этики, в том числе кодексы этики
- Образование в области медицинской этики
- Этика и медицинский профессионализм
- Ознакомиться с системой принятия решений в институте
- Заручиться поддержкой
- Подготовить сильное предложение
- Предложить помощь
- Обеспечить дальнейшее функционирование
- Декан
- Учебная часть
- Ученый совет
- Влиятельные профессора или преподаватели
- Студенты
- Профессора и преподаватели
- Ключевые административные работники
- Национальная медицинская ассоциация
- Национальный медицинский регулирующий орган
- Решение ВМА о повсеместном включении в программы медицинских образовательных учреждений курсов по медицинской этике и правам человека
- Глобальные стандарты ВФМО по повышению качества образования — Базовое медицинское образование
- Примеры других медицинских образовательных учреждений
- Уточнить требования по этике
- Подготовиться к возможным возражениям (например, перегруженный учебный план)
- Подготовить рекомендации по структуре, содержанию, преподавателям и студентам курса (см. образовательную страницу на сайте Комитета по этике ВМА: www.wma.net/e/ethicsunit/education.htm)
- Обмен опытом с другими учебными программами по медицинской этике, ВМА и т.д.
- Отстаивать образование постоянного комитета по этике
- Привлекать новых студентов
- Привлекать преподавателей
- d.Задействовать новых преподавателей и ключевых административных работников